Выражаем искреннюю благодарность охотникам, которые помогли подготовить материал для написания этой статьи. На лесной дороге каждый лучше госохотинспектора разбирается в законодательстве, может долго, громко и эмоционально доказывать свою правоту и невиновность. Но только два человека  смогли документально обосновать своё мнение, изложить его на бумаге и перевести решение вопроса в судебную плоскость.

Напоминаем суть спора, длящегося уже пять лет. Согласно пункта 4 Правил охоты, утверждённых Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2020 № 477, и части 2 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (можно ознакомиться на сайте ingashohot@yandex.ru в разделе «Нормативные документы») к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц  с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород. Исходя из данных правовых норм следует, что нахождение физического лица в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием без разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного в установленном порядке, является нарушением Правил охоты, за совершение которого ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом законодательством не предусмотрено исключений, связанных с состоянием оружия и степенью подготовленности его к стрельбе. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием приравнивается к осуществлению охоты, и для нарушения Правил охоты не требуется осуществление преследования, выслеживания или проведение иных действий по добыче объектов животного мира для наличия нарушения. Состав административного правонарушения уже образует само нахождение в охотничьих угодьях с оружием.

Закон — это нормативно-правовой акт, который регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Простыми словами: закон всегда нас ограничивает, определяет границы дозволенного. Закон суров, но это закон и в правовом государстве он должен работать и соблюдаться. Однако, все привлечённые к административной ответственности за нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием без разрешения на добычу охотничьих ресурсов пытаются повернуть закон «как дышло», для получения собственной выгоды естественно.

Вот рейтинг наиболее часто приводимых  аргументов, с помощью которых охотники пытаются доказать, что не они  нарушают Правила охоты, а госохотинспектор ошибается, составляя протокол.

На первом месте — «транзит и доверие». Дескать, он будет ехать по охотничьим угодьям 20 километров на протяжении 3-х часов в соседнее охотхозяйство (куда имеет разрешение на добычу охотничьих ресурсов) и, зуб даёт, что не поддастся соблазну подстрелить попавшуюся на пути зверушку.  Кода на обратном пути возвращается с глухарём, так надо безоговорочно верить, что добыл его строго  в тех угодьях, на которых имеет право охотиться.  А если госохотинспектор почему-то не доверяет честному слову охотника (а людям надо верить всегда), то пусть тогда выдаёт путёвки и разрешения с вмонтированными электронными чипами. Это нововведение давно уже необходимо разработать и внедрить повсеместно: скачав на компьютер информацию с такого носителя,  можно будет определить, когда, сколько и на какой территории находился охотник, и на основании этого уже делать выводы: охотился или только проезжал через охотничьи угодья. Когда так «понесли  калоши Витю», всегда внутри разбирает смех и хочется спросить: «А за чей счёт должны воплощаться в жизнь такие фантазии?».

Вторые по популярности – поборники прав свободы  передвижения согласно статьи 27 Конституции РФ и публичного сервитута по статье 23 Земельного кодекса РФ. Эти граждане уверены, что если законодательством Российской Федерации гарантировано право каждому гражданину свободно передвигаться по территории государства (почувствуйте масштаб рассуждений), следовательно (начинают «выкручивать дышло» в выгодном им направлении), они   везут с собой оружие для показа потенциальному покупателю, проживающему либо в деревне Локотуй или Копейка, где осталось по одному жилому дому, либо в деревне Косьяново, где живёт «знакомый, фамилию и имя которого не помню». И зацените ещё один вариант: «самая ближняя» дорога из Нижнего Ингаша в малонаселённый пункт Харюзовка в Иланском районе  для «показать ружьё» проходит через бывшую деревню 110-ый километр (читатель, знающий эту местность, поймёт иронию). Для пущей убедительности будет добавлено, что данная дорога – автомобильная и предназначена для общего пользования. В ходе проведения регулярных рейдовых мероприятий неоднократно зафиксированы факты нахождения охотников в автомобиле с не зачехлённым и  заряженным оружием с целью выслеживания и  добычи глухарей, тетеревов как раз именно на автодорогах, ведущих в эти деревни. Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотничьи угодья — территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Таким образом, рассуждаем логически, охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц, и могут быть использованы для осуществления охотхозяйственной деятельности. И, если дороги находятся в пределах охотничьих угодий, то они являются их составной частью.

Знатоки юриспруденции занимают в нашем рейтинге третье место. В доказательство своей правоты они ссылаются на Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», согласно которому и производится транспортировка  принадлежащего им оружия в чехле и в разряженном состоянии.  И в этом Законы «Об охоте» и «Об оружии» не противоречат друг-другу, а взаимодействуют: во время поездки с оружием из Красноярска в Нижний Ингаш ни один сотрудник ДПС не попросит предъявить путёвку и разрешение на добычу объектов животного мира, если в автомобиле не перевозится добытая продукция охоты. Но каждый охотник должен понимать, что Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» не регулирует отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и не влияет на квалификацию его действий при перевозке оружия по автодороге от Нижнего Ингаша, например, до деревни Копейка (а также в других подобных направлениях).

И на почётное четвёртое место поставим два документа, на которые охотники ссылаются, упорно надеясь, что текст оных разрешает транспортировать охотничье оружие в зачехлённом и разряженном виде через охотничьи угодья, не имея при себе разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного в установленном порядке, и путевки на территорию охотничьих угодий охотпользователя. Это: письмо – ответ на обращение гражданина, директора Департамента государственной политики и регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Миприроды России от 29.08.2017 № 15-50/3423-ОГ о доступе в охотничьи угодья; и п. 57 Правил охоты, в котором говорится о поиске собаки. Трактовка указанных документов охотниками поверхностна, ссылка на них  является лишь способом уйти от установленного законом наказания. Советуем помнить, что в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об охоте», охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума. Требования охотничьего минимума, утвержденные приказом Минприроды РФ от 30.06.2011 № 568 «Об утверждении Требований охотничьего минимума», содержат требования Правил охоты, обязательные для исполнения всеми охотниками. Незнание данных требований и норм не освобождает от ответственности, предусмотренной законом за их несоблюдение или нарушение.

В конце – хорошая новость. В марте 2022 года Нижнеингашский районный суд Красноярского края вынес решение по обсуждаемому в этой статье вопросу. Пришло время завершить утомительную для обоих сторон дискуссию. Противостояние разрушительно, необходимо спокойно выдохнуть и заняться подготовкой к новым весенним, осенним сезонам охоты. Давно посчитано, что стоимость приобретения разрешительных документов на добычу объектов животного мира составляет лишь 15 процентов от общей суммы всех затрат для подготовки к выезду в лес. НРОО «Нижнеингашские любители спортивной охоты» начало свою деятельность в 2009 году. С первого дня было определено, что для Общественной организации Люди важнее идей. Делаем всё возможное чтобы синонимом «охоты по правилам» был «отдых на природе с удовольствием».

Председатель правления                                                                                  Э. Свиридов

Госохотинспектор                                                                                               И. Авсиевич